Установка лебёдки - популярный вид переоборудования. Сегодня поговорим о том, как установить лебёдку так, чтобы её можно было зарегистрировать и, что самое главное, чтобы она была безопасна для Вас и окружающих.
Главная опасность любого наружного оборудования автомобиля - это возможность нанести им тяжёлые травмы при ДТП. Никому не желаем, конечно, стать участником аварии, но, как говорится, бережённого Бог бережёт!
Итак, для начала обратимся к самому главному документу, который регламентирует безопасность автомобиля: техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колёсных транспортных средств». К сожалению (или к счастью!) он не содержит чёткого требования к лебёдкам, устанавливаемым на легковой автомобиль, но говорит о "несъёмном оборудовании, в отношении которого была проведена оценка соответствия в составе типа транспортного средства" (пункт 5 приложения 9 к Техническому регламенту).
Разберёмся с терминами:
1. Что значит «несъёмное»? Любой автомобиль можно разобрать до винтика, например, можно снять с автомобиля колёса или капот. Считаются ли такие детали «съёмными»? Очевидно, нет: детали надёжно крепятся к автомобилю и, самое главное, не предусмотрен их постоянный монтаж-демонтаж. Так же и с лебёдкой: если только она не смонтирована на каких-либо петлях или кронштейнах для быстрого снятия.
2. Что значит фраза «в отношении которого проведена оценка соответствия в составе типа транспортного средства»: в России оценка соответствия проводится в форме либо сертификации, либо декларирования соответствия. Чтобы не мучать вас специальными терминами, скажу проще: на лебёдку должен быть сертификат.
Также технический регламент говорит о том, что:
а) лебёдка должна быть надежно закреплена;
б) крепление должно осуществляться стандартными крепёжными деталями (теми, что идут в комплекте к лебёдке или стандартными болтами класс 8.8).
Всё это легко выполнимо, и, думаю, ни у кого не вызывает сомнения в разумности этих требований.
Далее… В прошлом году вступил в силу ГОСТ Р 59889-2021, который содержит более подробные требования к переоборудованным авто:
п. 27.1: «Лебёдка не должна выступать за переднюю плоскость переднего бампера. Допускается выступание лебедки в том случае, если при движении автомобиля она закрыта защитным элементом».
п. 27.2: «Лебедка должна быть надежно прикреплена к раме или несущему кузову ТС».
Итак, мы видим, что вариант с быстросъёмной лебёдкой запрещён, а кроме того, лебёдка должна быть «утоплена» в передний бампер или пространство под или над ним так, чтобы она не выступала за бампер или была вровень с ним. В противном случае придётся докупать специальный кожух.
Кроме того, существует ГОСТ 33670-2015, который устанавливает требования к автомобилям (смотрим приложение А к ГОСТу):
п. А.16.8: «Буксирные сцепки и лебедки (при наличии) не выступают за переднюю поверхность бампера». Примечание к этому пункту уточняет: «Допускается, чтобы лебедка выступала за переднюю поверхность бампера, если она закрыта соответствующим защитным элементом, имеющим радиус закругления на менее 2,5 мм». И если до сих пор проверка ограничивалась осмотром, визуальной экспертизой и оценкой надёжности крепления путём приложения силы (упёрлись, покачали, держится? болты осмотрели, маркировка 8.8 на всех болтах есть? Сертификат посмотрели? Всё! Проверка пройдена!), то радиус скругления необходимо уже измерять: для этого у нас есть специальные калиброванные шаблоны.
Кроме того, мы взвесим Ваш автомобиль: хотя изменение массы из-за лебёдки вряд ли будет существенным, данные о новом весе авто обязательно затребуют в ГИБДД при регистрации переоборудования.
Ну, и в целом, требования вполне логичны и выполнимы. Вы согласны?